воскресенье, 28 августа 2011 г.

"Феномен "Че"" - легендарный революционер стал гламурным персонажем.

Человека политически активного, мог бы крайне возбудить (обрадовать или насторожить – в зависимости от убеждений этого субъекта) тот факт, что молодежь Екатеринбурга отмечает день рождения кубинского революционера Че Гевары. Это вполне можно истолковать как рост в молодежной среде протестных настроений, популярности марксистских, антибуржуазных настроений – чуть ли не как готовность уральской молодежи к «цветным революциям».

Успокойтесь. Всё гораздо проще. И безобидней.

 

Идеальная икона

К биографии Че Гевары можно написать еще более толстое послесловие – историю того, как его образ стал знаменем мирового молодежного движения. Чем вообще был уж так примечателен Че? Да ничем. В Латинской Америке наберется минимум несколько десятков партизан-революционеров, причем многие могут похвастать куда большим послужным списком и достижениями. Но их не помнит почти никто. Че Геваре же повезло, что он был связан с Кубой, а Куба в силу своего географического положения оказалась на острие противостояния СССР и США. Первые ради своих целей кубинских революционеров боготворили, вторые демонизировали… Вот и стали их имена греметь по всему миру.

К слову, в марксизм их тоже «втянули» советские братья. Изначально в голове Кастро и его сподвижников была такая каша, что в сравнении с ней суждения булгаковского Шарикова -  образец политпросвещенности. Прояви американцы чуть разворотистости и гибкости, и Кастро был бы их лучшим другом. Но этого не случилось. Зато рядом с Кастро оказался молодой советский разведчик Леонов (ныне депутат Госдумы), а у руля в СССР стоял Хрущев, чей темперамент во многом совпадал с латиноамериканским. Любовь двух стран развивалась стремительно, в благодарность за помощь Кастро и компания очень быстро разучили антиимпериалистическую фразеологию, сочиненную советскими идеологами. Но, нельзя не отдать им должное, придали ей воистину карибскую страсть и блеск – без  которых она вряд ли бы обрела такое число молодых поклонников…

А что касается персонально Че Гевары, то его иконой, как ни парадоксально, сделали во многом… его недостатки. Никто же не носит футболок с портретом Фиделя – успешный политик и хозяйственник в принципе не может стать молодежным кумиром, поскольку слишком всё это занудно на молодой взгляд. Куда привлекательней выглядит Че, у которого для мирной работы не хватило ни знаний, ни таланта, ни желания, и потому он предпочел заняться организацией «перманентной революции». Совсем как в своё время Троцкий – тоже, кстати, весьма любимый молодыми радикалами. Все политические манифесты Че – не блещущий глубиной мысли поток звучных испанских фраз? Это сделало его только ближе молодым бунтарям, у которых у самих у всех с этой глубиной были проблемы...

 

Бунт шалопаев

Ведь молодежные выступления того времени – не больше, чем политическая проекция глобального мировоззренческого конфликта «отцов и детей». Западное общество тогда разбогатело настолько, что молодежь получила достаточную материальную независимость от родителей – и немедленно потребовала для себя свободы! Свободы проводить время «как хочется», свободы любить, свободы слушать ту музыку, которая нравится… Политику молодые бунтари приплетали лишь для того, чтобы всё выглядело внушительней: мол, мир взрослых глобально несправедлив и неправеден, а мы боремся не за какую-то мелочевку, а за искоренение мирового зла!

В этих лозунгах мало смысла – но сколько романтики! Сочинять прокламации и ходить на митинги куда интересней, чем ходить на лекции и сдавать зачеты, фигура «юного бунтаря» привлекает благосклонное девичье внимание… И, понятное дело, «праздник непослушания» магнитом привлекает всех хулиганов, двоечников, неудачников. Трепать языком в политклубе проще, чем сдать экзамен, и любые свои беды теперь можно объяснить «гнетом и несправедливостью системы».

Собственно, в этом сердцевина любой разновидности молодежного радикализма, начиная с анархистов XIX века. Просто в 60-е это течение было заметней, чем когда-либо… и было неописуемо романтичным и стильным. Песни «Биттлз», баррикады на бульваре Сен-Жермен, прокуренные аудитории Свободного университета в Западном Берлине, везде марихуана и много-много свободной любви. И над всем – гордый лик Че. Это была увлекательная игра, в которую хочется поиграть и сегодня десяткам тысяч молодых – сегодня они называют «антиглобалистами».

 

Никакой политики!

Однако тогда, в 60-е игра исчерпала себя очень быстро, как это и бывает с молодежной модой. Лишь единицы решились сделать радикализм делом своей жизни – и сделали это так, что общественность, еще вчера умилявшаяся «смелости молодых», вздрогнула. По Европе загрохотали взрывы.

Но это лишь еще более подчеркивало то, что молодые бунтари, полностью переменившие культурный ландшафт цивилизованного мира, оказались бессильны изменить его политическую систему. А многие вчерашние бунтари (те же рок-идолы) с просто-таки непристойным энтузиазмом спешили насладиться прелестями «общества потребления», скупая виллы и лимузины.

Крах надежд и иллюзий привел к тому, что социальное бунтарство сменилось игрой в бунтарство, его символы стали атрибутами моды и стиля, и только. То, что «бунтари» 60-х гордо называли «противостоянием системе», вызывало улыбку – но, по крайней мере, они шли под дождь клеить листовки, они тратили время на то, чтобы прочитать Маркузе и выучить азы политграмоты. Сегодня, чтобы прослыть бунтарем и нонконформистом, всего-то надо одеть футболку с изображением Че. А его день рождения – такая же тема для клубной вечеринки, как… ну, к примеру, день св. Валентина. И было бы смешно считать радикалами ребят, фигуряющих на этом «дне рождения» с бокалом «Куба либре». Никаких листовок они клеить не будут, потому что это ж надо по улице под дождем ходить. Митинг? Это как минимум час стоять на ногах?!

А уж в современной России подобная «фронда» выглядит и вовсе двусмысленно. С одной стороны, гитарист на сцене делает суровое лицо, исполняя «песни борьбы и протеста». Девочки тают – ах, какая смелость… Но проклятия в адрес «жирнозадых империалистов» в духе Че у нас сегодня являются официально одобряемой риторикой. И вполне вероятно, что те же гитаристы отошлют запись концерта в министерство культуры и запросят госфинансирование.

Впрочем, сегодня любой серьезный символ, политический или религиозный, окончательно превратился в «фенечку» на шее или принт на футболке. Так что тем, кто опасается у нас «цветных революций», можно ответить: успокойтесь. У нас в молодежной среде, кажется, уже невозможно ничего, кроме клубной вечеринки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий