среда, 30 марта 2011 г.

Кайдашева семья.

Проблемы морали в повести «Кайдашева семья».

Повесть «Кайдашева семья» называют социально-бытовой, так как в ней отразились и в самом деле социально значащие проблемы. И одна из таких главных проблем - это проблема морали. Конечно, социальное устройство влияет на человеческую жизнь, Тем не менее, и человек формирует социум. Вдобавок, поскольку каждый отвечает за свою нравственность, именно он и определяет жизнь человека - мир нравственности. Эти соображения неизменны, когда наблюдаешь, как разворачиваются события в семье Кайдашей да и во всем сели Семигори. На первый взгляд, стойкая религиозная мораль руководит сознанием людей: старик Омелько Кайдаш постится каждую пятницу, чтобы не умереть наглой смертью, набожная баба Палажка уже двадцать раз ела пояса в Киеве, спасая душу. Или постоянна эта мораль сутью поступков героев? Омелько постится в пятницу, тем не менее, не может отказаться от рюмки и пьянствует просто в пятницу перед паликопою. «Набожная» Палажка понимает, что Бог не простит ее, если останется не перепрошенной вина перед людьми. И от Палажки идет селом извиняться за вины тех, с кем поссорилась. И что же оказывается? «…Как она ругалась с целым селом, то для нее пришлось не миновать ни одного дома и ходит из дома в дом, как ходит поп с молитвой».

Так вот и вся «набожность». Если это только извне, то человек не руководствуется моралью в своих уступках каждый день даже в быту. Так происходит постепенное разрушение морали. Ведь мораль - это не праздничная одежда, которая в будни прячут в сундук. Она или есть, или нет. Именно так это проявляется, в частности, в поступках Маруси Кайдашихи, которая извне такая уже вежливая, так сладко приговаривает. И за этой сладостью нет настоящей любви к людям. Мотрю она сначала извне «обожает», так как из богатой семьи, а Мелашку просто откровенно пренебрегает. Да и синел своих разве же она любит, когда ради них не хочет уступить ничем, а весьма своим эгоизмом. Кажется, среди всех грубых неласковых родственников разве что Мелашка человечная. Тем не менее, жизнь в семье Кайдашей нарушило и ее мораль: она становится бранной и грубой. Изображая с юмором семейные ссоры, Нечуй-Левицкий серьезно и вдумчиво размышляет над проблемами морали. Писатель мягко, но настойчиво ведет мысль: основа человеческой морали - любовь к Богу и к человеку, а без этого человек не имеет ни одного шанса к счастью.

Нравственность - основа нормальных отношений не только в семье, а и в обществе.



Сохранить мир в семьи («Кайдашева семья»).

Повесть «Кайдашева семья» была написана еще в 1878 году, но и до сих пор ее читают охотно и смеются от души, и грустят, узнавая, к сожалению, семейные ситуации. А произошло так, так как И. С. Нечуй-Левицкий воссоздал самую суть человеческих характеров и жизненных принципов, показав их через национально своеобразное мировоззрение украинцев. Затем и тема семьи приобрела главное значение.
Наблюдая перипетии жизни семьи Кайдашей, будто видишь все с определенного расстояния. Тем не менее расстояние часто сокращается, так как весьма уже типичные ситуации обрисованы. Вот два брата Карп и Лаврин разговаривают о девушках, и мы видим, как по-разному смотрят на мир эти люди; один - Карп - во всем видит негатив, второй - Лаврин - готов любить весь мир. Тем не менее постепенно, когда оба вступают в брак, их позиции становятся похожими. Что же произошло в семье Кайдашей?

А то, что, к сожалению, еще и сегодня наблюдаем в семьях, так как наиболее ярыми и непримиримыми люди становятся относительно близких. Считается, что со своими можно и не церемониться, так как, вишь, правила хорошего тона - это для внешнего употребления. Так и отравляем мы жизнь друг другу в семье, не замечая, как больно раним тем самым и себя, калечим . Ведь и в семье Кайдашей не всегда все было плохо. Хотя и пьянствовал старый Кайдаш временами, тем не менее сыны его уважали, как заведено было украинской семейной традицией, и Карп разве что мог пошутить об отцовских переживаниях относительно пятничного поста. Но куда же девалось это чувство юмора, когда начались женские ссоры?

Что побуждало Карпа толкнуть отца во время ссоры? Кажется, то самое нерадение в родственных отношениях, которое дает волю эгоизма, жадности и другим отрицательным чертам характера. Никто из Кайдашей в семье и не думал сдерживаться в своих эмоциях и никто не подумал о других, о том, как им ведется в таком доме. Возможно, впервые это показала Мелашка, не выдержав постоянного напряжения и оставшись в Киеве. Ее поиски, волнения немного прекратили эгоистические и бездумно жестокие нападения на нее свекрови, однако и тогда еще не все уладилось. Несколько раз семью мирили представители общины, власть. И разве это может удержать мир в семье! Об этом Нечуй-Левицкий остроумно говорит в последних строках повести, когда передает разговор великомудрых бабы Прасковьи и бабы Палажки, которые размышляют, что надо сделать в семье, чтобы там воцарился мир. Но тут-таки Прасковья делает замечание, что и у самой Палажки такая же проблема в семье. Итак, она общая.

Так вот писатель побуждает через смешные и остроумные сцены из родственной жизни Кайдашей задуматься над тем, как сохранить порядок в семье. Проблема родителей и детей принадлежит к вечным проблемам человечества. Правда, трактовалась в разных времена она по-разному, и это понятно: новые люди, новые социальные условия жизни - то и разные проблемы. И. Нечуй-Левицкий в своей повести «Кайдашева семья» поднимает проблему родителей на переломном этапе нашей истории - крепостничества и феодализма.

Только что отменили крепостничество, все получили волю, и не всегда, по моему мнению, умели и знали, как жить по-новому. Да и нового и воли хотелось во всем.
Семья Кайдашей из одноименной повести И. Нечуя-Левицкого - это типичная крестьянская семья, которая старалась жить при новых условиях, условий пореформенного села начала второй половины XIX столетия. Писатель создал реалистические образы двух поколений Кайдашей, наделив их типичными чертами характера мелких собственников. Старые Кайдаши - люди трудолюбивые, но времен барщины, когда вынужденные были во всем повиноваться господину и родителям. Своих детей они тоже воспитали трудолюбивыми, но те уже не хотят повиноваться родительской власти - и в этом одна из проблем родителей и детей Кайдашей.

Хотят дети быть и самостоятельными от родителей, которые, по моему мнению, через свое мировоззрение не сумели дать детям независимо жить и работать в семье. Вообще эти бытовые недоразумения и сейчас есть в каждой семье, и нужно к ним относиться с пониманием. А Омелько Кайдаш и его жена Маруся весь век делали то, что сыновьям и невесткам приказывали, что и привело к ненависти в семье. Это очень важная проблема между детьми и родителями.

Я считаю, что ни старым, ни молодым не хватило мудрости, культуры поведения, чтобы жить по закону взаимоуважения. Так как в сварливой семье вырастут и сварливые дети. В семье, в которой родители детей не уважают, дети тоже подрастут и будут совершать так же. Наверное, поэтому и живут среди нас, к сожалению, некоторые «кайдашевые привычки».

Комментариев нет:

Отправить комментарий