четверг, 17 мая 2012 г.

Методика поставки пластыря на пробоину.

Попадание воды внутрь корпуса судна происходит не только из-за получения пробоин, вызванных столкновением судов или другими причинами. Оно может произойти и в обычных условиях эксплуатации судна – через незакрытые или ненадежно закрытые иллюминаторы, люки, горловины, через неисправные кингстоны в подводной части корпуса судна, через трещины, появившиеся вследствие слеминга, ударов волн, вибрации. Если в одних случаях факт поступления воды очевиден, то в других его обнаружение связано с определенными трудностями.
Регулярный контроль за водонепроницаемостью корпуса обеспечивается измерением воды в льялах, которое должно производиться каждую вахту, при плавании в штормовых и ледовых условиях – ежечасно, а также после каждого сильного удара о льдину, причал и в других подобных случаях.
Иногда поступление воды внутрь корпуса судна можно установить только по косвенным признакам: появление статического крена, изменение характера качки и т.п. Поступление воды в отсек может быть обнаружено по шуму воздуха, выходящего через воздушные и осушительные трубки; отпотеванию переборок в смежных отеках; фильтрации воды в смежное помещение через неплотности в сальниках и швах. Наличие воды в отсеке может быть проверено пробной откачкой с использованием осушительной системы.
При обнаружении поступления воды внутрь корпуса судна объявляется общесудовая тревога. Задраиваются все водонепроницаемые закрытия, запускаются осушительные и водоотливные насосы. Начальники аварийных партий высылают группы разведки в район затапливаемого помещения, чтобы выявить место, размер и характер повреждений, организуют эвакуацию пострадавших из затапливаемых помещений, обеспечивают осмотр смежных с аварийным отсеком помещений, производят герметизацию аварийного отсека. О результатах разведки и первоначальных действиях начальники аварийных партий докладывают на ГКП.
Поступление воды через большие пробоины происходит с такой интенсивностью, что водоотливные средства не могут с ним справиться. Поэтому откачку воды из затопленного отсека производят после постановки на пробоину мягкого пластыря.
Постановку пластыря начинают с заводки подкильных концов – обычно с носа. так как при заводке с кормы есть опасность зацепления подкильного конца за винт. Однако, если судно стоит на якоре, заводку концов приходится производить с кормы. Пластырь расстилают на палубе у места пробоины: облегченный – карманами вверх, шпигованный – ворсом вниз. К коушам крепят шкоты и оттяжки, в карманы облегченного пластыря вставляют трубы или куски стального троса. Подведенные к пробоине подкильные концы крепят к пластырю при помощи такелажных скоб с борта, на котором находится пробоин. Пластырь опускают в воду, втугую потравливая шкоты и оттяжки и выбирая подкильные концы с противоположного борта судна. Подкильные концы выбирают с помощью лебедок, на турачки которых они заводятся через канифас-блоки, или с помощью входящих в снаряжение пластыря ручных талей. Положение пластыря по высоте относительно места пробоины определяют по контрольному штерту, имеющему разбивку через 0,5 м. После обтяжки подкильные концы переносят для крепления на кнехты. Пластырь давлением забортной воды прижимается к пробоине.
Если пробоина большая, то одновременно с подкильными концами заводят фальш-шпангоуты – стальные тросы, походящие через площадь пробоины; они препятствуют втягиванию пластыря внутрь пробоины.
Изнутри корпуса судна на пробоину может быть установлен деревянный пластырь. Деревянные пластыри изготавливаются из сосновых досок в виде однослойного или многослойного щита, к которому прибиваются два слоя парусины, густо промазанные суриком. По периметру одной из сторон щита образовывается мягкий валик из смоленой пакли, обтянутой слоем парусины. Деревянный пластырь устанавливается с внутренней стороны обшивки; при его установке мягкий валик прижимается к обшивке, препятствуя поступлению воды.
Перед заделкой пробоины поврежденное место корпуса судна должно быть расчищено от изоляции и обшивки, мешающих установке пластыря, освобождено от кабелей и трубопроводов. Загнутые края металла у пробоине разогнуть кувалдой, домкратом, раздвижным упором или отрубить кузнечным зубилом.
Для поджатия деревянного пластыря к пробоине, а также для подкрепления переборок и других конструкций используется раздвижной металлический упор.
Для установки упора выполняют следующие операции:
вынимают штырь из трубы;
подпятник наружной трубы упирают в какую-нибудь прочную конструкцию (угольник, пиллерс, фундамент механизма);
внутреннюю трубу выдвигают из наружной с таким расчетом, чтобы ее подпятник подошел к пластырю;
в ближайший овальный вырез внутренней трубы вставляют штырь (чеку) и, вращая гайку при помощи рукояток, прижимают пластырь к пробоине. При вращении гайки выдвигается внутренняя труба, прижимая подпятники к подкрепляемой конструкции и пластырю.
Для поджатия пластыря к пробоине могут использоваться аварийные брусья, из которых сооружается упор; брусья раскрепляются с помощью деревянных клиньев, загоняемых ударами кувалды.
Когда для установки на пробоину деревянного пластыря невозможно использовать раздвижные упоры или аварийные брусья, применяются аварийные универсальные струбцины.
Захваты струбцины укрепляют за шпангоуты по разные стороны пробоины, под подпятник прижимного винта заводят пластырь и деревянную прокладку, передвигают струбцину с пластырем на место пробоины и вращением винта прижимают пластырь к пробоине.
Крючковые болты состоят из загнутого с одной стороны стержня и с резьбой для навинчивания прижимной гайки с рукоятками – с другой. Болты с поворотной скобой применяются при установке деревянного пластыря на пробоины небольших размеров.
При использовании для крепления деревянного пластыря на пробоине крючковых болтов или  болтов с поворотной скобой в пластыре просверливают отверстия для стержней болтов (два – четыре для крючковых болтов или одно – по центру – для болта с поворотной скобой).
Для крепления пластыря с помощью крючковых болтов с болтов снимают гайки с рукоятками, вставляют стержни в просверленные отверстия пластыря, затем надевают на стержни резиновые или парусиновые шайбы, после – металлические шайбы и навинчивают гайки. Пластырь накладывают на пробоину и заводят загнутые концы стержней за края пробоины, после чего с поворотной скобой
навинчивают прижимные гайки, закрепляя пластырь на пробоине.
Болт с поворотной скобой вставляется в отверстие пластыря так же, как и крючковый болт; пластырь надвигается на пробоину так, чтобы скоба откинулась в вертикальном положении, после чего навинчивают прижимную гайку.
Малые пробоины – трещины, разошедшиеся швы заделывают клиньями. В промежутке между большими клиньями забивают клинья меньших размеров. Малые пробоины круглой формы забивают деревянными пробками; при заделке пробоины неправильной формы пробку обтесывают по форме пробоины. Клин или пробку рекомендуется перед забивкой обмотать смоленой паклей, смазанной суриком, техническим жиром или солидолом. Сосновые клинья и пробки при намокании разбухают и плотнее закрывают отверстие. Чтобы клинья и пробки не выскочили, их подкрепляют досками, удерживаемыми упорами.
При борьбе с водой необходимо вести наблюдение за помещениями, смежными с затопленным отсеком, производить из них откачку фильтрующейся воды. При затоплении отсека могут появиться деформации водонепроницаемых переборок, расхождение швов или трещины в металле. Появившиеся выпучины нельзя выправлять с помощью домкрата или подпорок, так как это может привести к возникновению трещин. Переборку следует подкреплять со стороны смежного с затоплением отсека, используя аварийные брусья или раздвижные металлические упоры. При их применении в качестве прокладок применяются аварийные доски, обеспечивающие рассредоточение нагрузки на подкрепляемую переборку. Опорные места должны располагаться на ребрах жесткости переборок, примерно на 1/3 высоты воды в затопленном отсеке. Брусья следует располагать по возможности перпендикулярно к переборке; их концы упирают в прочные части судовых конструкций. При отсутствии на достаточном расстоянии конструкций для упора устанавливают брусья по схеме «треугольника», при которой нагрузка распределяется между двумя наклонными упорами, которые могут быть подкреплены вспомогательным упором, замыкающим «треугольник» или передающим нагрузку на судовую конструкцию. Брусья соединяют друг с другом строительными скобами и раскрепляют клиньями.
Постановка пластыря на пробоину представляет собой первичную временную меру, которая позволяет производить осушение затопленного отсека. Откачку воды из затопленного отсека производят с помощью осушительной системы судна и переносных водоотливных средств – мотонасосов, погружных электронасосов, водоструйных насосов-эжекторов.
После заделки повреждений корпуса с помощью пластырей производят бетонирование поврежденного места, которое позволяет не только остановить поступление воды, но и частично восстановить нарушенную прочность в районе повреждения. Для приготовления бетона используется быстросхватывающийся цемент высоких марок: глинозёмистый (схватывающийся в течение 8 ч) или портландцемент (12 ч) и заполнитель – песок. В качестве инертных заполнителей применяются гравий, щебень, битый измельченный кирпич и др. Для бетонирования в подводной части корпуса цемент, песок и инертный заполнитель берутся в пропорции 1:1:0, в подводной и надводной частях – 1:1:1, в надводной части корпуса – 1:2:1, для верхних слоев бетонирования – 1:2:2.
Песок и инертные заполнители должны быть промыты в чистой воде и не содержать жирных примесей, которые снижают прочность бетона. Цемент тщательно просматривают и имеющиеся в нем комки выбрасывают, так как цемент в них непригоден для употребления.
Место приготовления бетона следует выбирать по возможности ближе к району пробоины. Раствор приготовляется в специальном ящике – твориле или в ограждении на чистой палубе. Щели в ограждении или ящике должны быть тщательно заделаны, чтобы через них не вытекало цементное молочко.
По всей площади ящика равномерным слоем насыпается заполнитель, поверх которого накладывается слой цемента, а затем второй слой заполнителя. Слои тщательно перемешиваются и разгребаются по сторонам ящика. В середину образовавшейся чаши наливают воду в количестве, примерно вдвое меньшем массы цемента. Раствор перемешивают лопатами, пока не получится совершенно однородная смесь.
Для ускорения твердения бетона в смесь добавляют растворенные в воде ускорители, входящие в состав аварийного снабжения судов: хлористый кальций в количестве 7 – 10 % от массы цемента, соляную кислоту – 1 – 1,5 %, каустическую соду – 5 – 6 % или жидкое стекло – 10 – 12 %. Добавки уменьшают время затвердевания бетона в 1,5 – 2 раза; хлористый кальций и соляная кислота при этом не снижают механические характеристики бетона.
На большие пробоины наваривают или закрепляют арматуру из стальных трубок и прутьев, расположенных в виде сетки. Чтобы избежать размыва свежего бетона водой, место пробоины закрывают парусиной, из-под которой выводят водоотливные трубки.
На участок бетонирования устанавливается опалубка из досок – цементный ящик, который должен плотно прилегать к борту в месте повреждения; щели заделываются прокладками из войлока или просмоленной пакли. Ящик подкрепляется упорами. Одной открытой стороной он прилегает к борту, через другую производится заполнение бетоном. Металл в районе бетонирования должен быть тщательно очищен и отмыт мылом или раствором каустической соды от краски, ржавчины, жирных веществ.
Цементный ящик заполняется бетоном, толщина слоя которого должна быть 15 – 25 см. бетон необходимо подавать непрерывно, до затвердевания верхнего слоя. Достаточную прочность бетон приобретает через 1 – 3 суток; для ускорения затвердевания, особенно при низкой температуре воздуха, на место бетонирования, закрытое брезентом, можно подать пар.
При бетонировании форпика, ахтерпика, танков двойного дна место повреждения закрывают мешками с песком, укладываемыми на решетку. Бетонирование производится поверх мешков.
После затвердевания бетона отверстия водоотливных трубок забивают пробками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий