четверг, 17 мая 2012 г.

Моральные ценности их смысл и значение в жизни общества.

Мораль (лат. moralis — касающийся нравов) – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
Из такого понимания морали вытекает ряд ее особенностей как действенного фактора жизнедеятельности человека и общества. Во-первых, она выступает как практическое, деятельное сознание. В морали идеальное и реальное совпадают, образуют неразрывное целое. Мораль есть идеальное, но такое идеальное, которое вместе с тем есть реальное начало сознательной жизни человека . Эту мысль Л.Н. Толстой выразил следующим образом. Подобно тому, как нельзя двигаться без того, чтобы это движение не было движением в определенном направлении, нельзя жить без того, чтобы жизнь не имела какого-либо смысла. Смысл жизни, совпадающий с самим сознанием жизни, и есть мораль.
Нравственные утверждения необходимо воспринимать в их обязывающем значении. Конечно, морали не существует вне того, что человек говорит, но еще меньше она сводится к этому. Когда кто-то говорит “не лжесвидетельствуй”, а сам лжесвидетельствует, то он говорит не о том, о чем он говорит. Это так же невозможно и нелепо, как если бы человек загреб голыми руками горящие угли, хорошо зная, чем ему такое действие грозит, утверждение “не лжесвидетельствуй” в этом случае имеет превращенную форму, за ним скрыто что-то другое. Нравственные утверждения можно считать нравственными и принимать в их прямом значении только тогда, когда тот, кто формулирует эти утверждения, формулирует их для того, чтобы примерить на самом себе. Истинность морали совпадает с ее действенностью. Мораль – такая игра, в которой человек ставит на кон самого себя. Обыденное сознание формулирует эту же мысль, когда оно отождествляет моральную цель со святым, священным. Святое не допускает попрания и, как частный случай этого, оно не допускает суесловия. От святого человек не может отказаться без того, чтобы он не отказался от самого себя. По поводу святого нельзя просто умствовать, острить и т.д.; слова, в которые облекается святое, высекаются в сердце.
Во-вторых, мораль не замкнута на какую-то особую сферу или особый аспект человеческой и общественной жизни – скажем, на трудовые отношения, на сексуальные отношения, на пограничные жизненные ситуации и т.д. Она охватывает все многообразие человеческого бытия. Мораль вездесуща, повсюду – имеет право голоса везде и всюду, где человек действует как человек, как свободное разумное существо.
В-третьих, будучи предельным основанием человеческого бытия, мораль существует не как состояние, а как вектор сознательной жизни. Она обретает реальность как долженствование. Долженствование нельзя противопоставлять бытию. Оно есть особая – сугубо человеческая – форма бытия. В долженствовании фиксируется не тот момент, что мораль никогда не может осуществиться. В нем фиксируется непрерывность усилий по ее осуществлению. Долженствование и есть специфический способ существования морали. Оно означает необходимость постоянного морального бодрствования. Иначе говоря, мораль потому существует в форме долженствования, что ни в какой другой форме не может обрести реальность та цель, на которую нацелена мораль.
В-четвертых, мораль не может уместиться в каком бы то ни было содержательно конкретном, позитивном требовании, она не может уместиться также в их совокупности, сколь бы полной эта совокупность ни была. Поскольку мораль рассматривает жизнь человека как конечного существа в перспективе бесконечного совершенства, поскольку, далее, сама эта перспектива также является бесконечной (ибо на какой бы ступени лестницы, ведущей в бесконечность, человек ни находился, расстояние от этой ступени до бесконечности будет бесконечным), то ее опробования могут лишь фиксировать несовершенство человека. Поэтому моральные требования в собственном смысле как требования, претендующие на абсолютность, безусловность, могут быть только негативными. Они суть запреты. Состоявшаяся мораль, пусть даже в форме требований, есть логическое противоречие, наподобие сосчитанной бесконечности. Отождествить мораль с позитивным требованием – все равно, что назвать число, которым завершается бесконечный ряд.
Формирование морали происходит в процессе исторического развития человеческого общества в целом, нации, народности, крупного или мелкого поселения.
Обуславливаются нормы морали идеями выживаемости этноса, попыткой создания взаимотерпимости и по возможности – взаимоуважительности.
Наиболее общечеловеческими моральными ценностями почитаются уважение к старости, почитание родителей, родительская жертвенность по отношению к своим детям, забота о больном.
Перечисленные постулаты способствуют продолжению рода, а потому являются основополагающими. Несоблюдение этих моральных устоев осуждается обществом и порой жестоко карается.
Также общими у практически всех народов являются моральные принципы, затрагивающие вопросы построения и организации семьи и семейных отношений.
Семейная иерархия, распределение обязанностей обустраивались таким образом, что почти у всех народов женщина, мать – это хранительница очага. Мужчина – добытчик и защитник рода.
Женщина, кроме того – олицетворение семейной чистоты, чести и совести.
Большое значение придавалось в недавнем прошлом вопросам девственности – непорочности девушки, вступающей в брак. Это лишало мужчину повода и возможности упрекнуть жену, что, безусловно, способствовало крепости семейных уз. Вопрос непорочности невесты отнюдь не был делом личных взаимоотношений молодых. Этот аспект высокой нравственности, добрачной чистоты будущей матери семейства контролировался общественностью.
Факт взятия в жены девственницы, целки, не давал возможности мужу в дальнейшем обвинить жену в неверности и прогнать из дому. Так как дальнейшее ее нравственное развитие, по мнению общества, зависело от мужа, от него самого. И общество оберегало эти традиции и принуждало почитать.
На определенных этапах развития общества моральные ценности могут меняться. Иногда – кардинально. Вспомните документальный фильм Виталия Манского «Девственность». Вспомните щемящую сцену разговора в салоне автомобиля автора и героини, решившей продать свою девственность за 3000 американских долларов.
Это не тёмная хуторская девка. У нее мать – школьная учительница. Она сама – начитанная, хорошо и складно говорит. Умело молчит – длинные паузы должны показать внутреннюю борьбу, муки совести. Однако тот циничный факт, что за 500 долларов «сверху» она согласилась выставить свой позор на весь свет, заставляет вас сильно усомниться в искренности такой борьбы.
Перемена и потеря обществом устоявшихся моральных принципов изменяет это самое общество не в лучшую сторону. Это отмечается и социологами, и простыми людьми, об этом говорит и статистика. Особенно чувствительно реагирует демография. В странах, где высшим принципом стало стремление разбогатеть любыми средствами, семьи хрупки и непостоянны, рождаемость неуклонно падает.
Ничего личного – только бизнес! Что может быть циничнее подобного девиза?!

Комментариев нет:

Отправить комментарий