четверг, 17 мая 2012 г.

Католицизм: религия, культ, этика.

Католицизм или католичество (лат. catholicismus) (от греч. καθολικός – «всеобщий», буквально «по-всему» или «согласно всему») – крупнейшая по численности приверженцев (около 1 миллиарда 147 миллионов человек по состоянию на конец 2007 года) ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи. В историографии Раскол с восточной христианской церковью, за которой закрепилось название православной, относят к 1054 году. Однако, разрывы евхаристического общения Константинопольской и Римской кафедр происходили неоднократно начиная с середины I тыс. н. э., но все они были преодолены. Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.
Католическая ветвь христианства отличается от протестантства и православия проведением некоторых обрядов, исполнения молитвы и естественно догматами веры. Все это образует свой персональный взгляд на веру – культ веры.
Католическая церковь признает Богом и Спасителем только Иисуса Христа, как непосредственного Сына Божьего, который умер за грехи человечества на кресте. Более того, вера во Христа требует подчинения в Евангельские заповеди блаженства. Этот культ был утвержден на Вселенском Соборе. Старый Завет, католицизм рассматривает как бытие предков Христа и жизнь христиан до прихода спасителя, хотя некоторые нюансы, в частности десять заповедей Моисея, также остаются чтимыми в католичестве.
Помимо веры в Господа Иисуса Христа, для католиков присущ культ веры в Духа Святого и Святой Девы Марии. Как правило, Деву Марию считают защитницей жен, рожениц. Непосредственно как божество ее не воспринимают согласно доктринам католической церкви, однако она чтится как святая и заступница христианства. По канонам Римско-Католической церкви, священнослужителям запрещено нарушать обет безбрачия, так как по культу веры, служитель Бога не должен быть, как Христос обременен семьей. Это является одним из отличий от православия и протестантства. Также в католической церкви ревностно относятся к святым, которых католическая церковь официально канонизировало. Согласно вере, Святые могут быть проводниками просьб и молитв между Богом и человеком, а также заступниками против темных сил.
Католическая этика – разновидность христианского нравственного учения, разделяющая его основные идеалы, принципы и установки с другими направлениями христианства, но имеющая специфические характерные отличия.
Особенностью христианского этического учения является теснейшая связь моральной концепции христианства с его основными вероучительными догматами о троичной сущности Творца, его отношении к миру и человеку, о греховной природе человека и необходимости спасения через веру в Бога, принесшего себя в искупительную жертву за грехи людей (см. «Христианское нравственное учение»).
Все этические проблемы здесь – о происхождении и сущности нравственности, о нравственной необходимости и моральной свободе человека, о моральных требованиях и оценках, о нравственных качествах и добродетелях человека, о нравственном идеале, о добре и зле, о долге и совести, о смысле жизни и счастье, – рассматриваются через призму христианского вероучения.
Исходным пунктом христианского этического учения является представление о порочности человеческой природы, наследуемой от «первородного греха. Избавление от страданий и обретение блаженства, спасение как избавление от нравственной погибели оказывается невозможным человеку без помощи Бога. Источником нравственности, праведного пути человека от греха и погибели, добродетельного образа жизни, является Творец всего сущего и его добрая воля. Только он дарует человеку «божественный нравственный закон», который от рождения присутствует в душе каждого человека и переживается через «внутреннее чувствование» – совесть. Кроме того, Бог преподаёт свой нравственный закон и внешним образом – в словесной форме как откровение, находящее своё выражение в заповедях, моральных поучениях и заветах, зафиксированных в Священном писании.
Этот закон и есть выражение нравственной необходимости, морального долга человека. Он является всеобщим, одинаковым для верующих, неверующих, еретиков и язычников, вечным и неизменным. Человек, наделённый Богом свободой воли, может следовать ему, однако встречает на этом пути серьёзные препятствия. Его выполнению и постоянному следованию препятствует греховная природа человека, делая его несовершенным, немощным, неспособным к духовной жизни и переживающим ощущение своей вины за это.
Католицизм воспроизводит общую логику христианского нравственного учения: грех – вина – искупление – страдание – спасение.
Всякая вина требует своего искупления, прощения, жертвы, принимающей в христианстве совершенно необычайный вид. Бог, чтобы доказать людям свою величайшую любовь, совершает подвиг самопожертвования. В своем втором лице – в качестве Иисуса Христа – он сошёл на землю, родившись как человек, чтобы явить пример праведности, научить людей богоугодной жизни, принять на себя их грехи и страдания и умереть мученической смертью на кресте.
Этим Бог продемонстрировал, что любит человечество превыше самого себя, чем только и мог вызвать бескорыстную ответную любовь и восстановление животворящей связи Творца и творения на искренней добровольной основе. Однако эта жертва искупает грехи не всех людей вообще, а лишь обратившихся к христианству, уверовавших в него, стремящихся постичь Бога и его законы и способных обрести его божественное содействие в деле спасения души – божественную благодать.
Божественная благодать есть чудесная сверхъестественная сила, дар божий, который направляет душу к праведности, приносит умиротворение и блаженство. Она нисходит на человека различными способами, но вернее всего – через культ и совершаемые церковью обряды и таинства.
Историческая ситуация, когда католическая церковь играла в средние века не только роль духовного пастыря, но и брала на себя функции политического и идеологического руководства обществом, сказалась и на её этической ориентации.
Прежде всего, это выразилось в усилении роли и влияния самой церковной организации и придании нравственному учению авторитарных и догматических характеристик. Не только Священное Писание, нравственные поучения и образ Иисуса, установления первых христианских Соборов, но и постановления римского Папы, якобы являющегося наместником Иисуса на земле и обладающего непогрешимостью в делах веры и нравственности, обязательны к неуклонному исполнению. Католическая этика фактически приравняла моральные обязательства человека перед Господом к обязательствам неуклонного подчинения его церкви, взявшей на себя роль морального посредника между человеком и Богом.
Католицизм придал этическому учению торгашеский дух холодной расчётливости, поставив спасение человека в зависимость от баланса его «добрых дел» и «заслуг» и их перевеса перед пороками и прегрешениями. При этом заслуги разделяются на должные, которые необходимы для спасения и оправдания перед Богом, и сверхдолжные, составляющие излишек «добрых дел». Причём, церковь присвоила себе право трактовать, что является «добрыми делами» и «заслугами» и распоряжаться этим «излишком» по своему усмотрению (на чем была основана практика «крестовых походов», монашества, продажи индульгенций и т.п.).
Под сильным влиянием иезуитов католическая этика развивает нравственную казуистику – трактует применение общих законов нравственности к частным случаям таким образом, что нарушение каких-то требований долга во имя более высоких ценностей, может быть оправдано по принципу «цель оправдывает средства». Сюда же следует отнести иезуитскую теорию «экивоков», то есть двусмысленностей в речи, позволяющих не занимать принципиальной позиции и расчетливо лавировать в любой ситуации для достижения наибольшей собственной выгоды. Все это придает католической морали черты ханжества, лицемерия и двуличия, которые не способна оправдать никакая цель.
Благородство, величие и бескорыстие нравственного учения Христа было использовано для лицемерного прикрытия беспощадной практики борьбы за власть, богатство, преследования диссидентов и воинствующего прозелитизма (обращения в свою веру) – «крестовые походы», деятельность инквизиции, продажа индульгенций, «религиозные войны», «охота на ведьм» и пр.
В настоящее время католическая церковь признает свою вину за отдельные проявления аморальной практики в прошлом, однако это свидетельствует не о возврате к чистоте первоначального христианства, а о гибкости и умении приспосабливаться к исторической обстановке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий